Авангард-фонд 2012

С нами все, кто любит духовую музыку, кто ценит ударные инструменты и готов помогать их развитию. С нами все, кто готов служить отечественной культуре!

Понедельник
16.06.2025
11:21

ПОЭМА «АВАНГАРДИАДА»

 

Итак, жизнь на исходе

Пора подвести её итоги.

Изложить по возможности всё вернее

И уж конечно вполне откровеннее

 

Но сначала о тех пару слов,

Кто меня на свет произвёл.

Отцу - девятнадцать, матери - двадцать.

Они молоды и весьма благо страстны,

Для традиций – опасны.

Они захотели создать новый мир –

Здоровый и полный свежих сил!

 

Идея, скажем, совсем не плоха

Но от реальности весьма далека,

Что и подтвердилось их же судьбой

Недолговечной, коварной и злой.

 

Их опыт нам важен и служит примером

Для экс-октябрят и для экс-пионеров.

Себя отношу я к ним же друзья

Жизнь ведь прожил я от «А» и до «я».

 

Авангардом я был наречён,

(И тут я, конечно, совсем не причём).

Лихими членами ВЛКСём,

Где мой папаня был секретарём,

И с пеной у рта настоявших на том.

 

Казалось бы, мелочь, но не пустяк,

Клеймо обязало нести этот стяг.

Я имя своё должен быть оправдать,

И право на имя трудом доказать.

 

Отлично учился, усердно служил

И много питомцев стране подарил

Имена их, заслуги не мне перечесть,

Но в их проявленьях зерно мое есть.

 

Я ими горжусь и с волненьем слежу

И в прессе, нередко, им хвалу нахожу.

Халилов Валерий – теперь генерал.

Парады «Победы» не раз отыграл.

И в их провиденье себя показал

Как мастер, способный масштабно творить

И «Башнею Спасской» весь мир удивить!

 

Народный артист Владимир Пермяков,

Оркестр БСО украшает игрой,

В академии Гнесиных ведёт класс кларнета

Такое совмещение – неплохая примета.

 

Танцов и Сарайкин – заслуженные артисты,

Известны как опытные кларнетисты,

Моих лауреатов – солидная рать,

Хотелось бы некоторых из них назвать:

 

Солист «Новой оперы» Вадим Караваев,

Мы много нового от него ожидаем.

И от солиста оперного театра МГКа

Анисимова Максима, мы ждём максимума.

 

Хотелось бы ещё одно имя назвать,

В защиту которого можно много сказать:

Этот музыкант хоть тотально слепой

Всего добился своим трудом  и талантом,

Смог стать отличным музыкантом.

 

Вы посмотрите, какая отвага:

Вадим Титов – трижды лауреат

Международного конкурса «Прага».

Победы Вадима были примечены

И по заслугам достойно отмечены

Но, пожалуй, его главный успех –

Он стал солистом МГФ.

 

Казалось, возможности его безграничны,

Но в творческой жизни он «бездельником» стал,

И только из-за того,

Что руководство МГФ забыло его.

Да, он нуждается в индивидуальном подходе,

Но опекать инвалидов у нас не в моде.

Вадим, как художник, не унывает.

Растёт, как мастер, но мало играет.

Поклонники Вадима его уважают

И чаще услышать Вадима желают!

 

Питомцы мои, все при деле

И многого в жизни добиться сумели,

Большинство их играет и преподаёт,

А часть избрали особый путь,

Как нашему делу суметь подмогнуть.

 

Готовя питомцев, я всё же сумел

Вселить в них желание общественных дел.

У ряда из них сложилась карьера

И в ней сочетается творчество с делом.

 

Вот Сашу Краси, к примеру, возьмём

Много лет он уже за школьным рулём,

Но исполнительство и педагогику не бросает

 И успешно «ДМШ Дунаевского» возглавляет

 

Почётное звание сумел заслужить,

Стал вице-президентом «Клуба кларнетистов»

И ревизором фонда поддержки артистов.

 

А вот вам другой пример – Валов Андрей,

Колледжа МГК преподаватель.

Зарекомендовал себя, как добротный кларнетист и воспитатель.

Сейчас он дальше в масштабах растёт,

Руководство духовиками в методкабинете ведёт.

 

В России великой немало тех мест,

Где питомцы мои продолжают мой «крест»

Их тоже непросто всех перечесть

Средь них отличившиеся всё-таки есть.

Возьмём хоть Калугу, где Сергей Орлов

Создал настоящий кларнетовый покров.

 

Но а Тамбову десять лет  я отдал

В ГМПИ имени Рахманинова

Оркестровую кафедру и класс кларнета создал

Воскресил историю кларнета в тамбовском краю

И имя Александра Семёнова воспел я «раю».

Теперь там кларнет -  в надёжных руках,

Его возглавляет кларнетовый маг

Воспитанник РАМ Гнесиных Дмитрий Чернов,

О нём я скажу только несколько слов.

 

Парнишка тамбовский меня покорил,

Когда председателем ГЭКа я у них был.

Он в РАМ Гнесиных через год поступил

Успешно ВУЗ закончил, вернули в Тамбов,

По конкурсу в филармонический оркестр поступил.

Теперь он доцент и артист-гастролёр,

Солист и в ансамбле надёжный партнёр.

 

Ещё одна группа моих учеников

О коих сказать должен несколько слов.

Они за границей, неплохо живут

И школу российскую любят и чтут.

 

Гурфинкель Миша Тель-Авив игрой услаждает,

Двух своих сыновей он отдал кларнету,

Те путешествуют по свету

И возвышают честь кларнета.

 

А Коля Тарасов и Павел Маркелов

В Канаде играют.

Коля старый кларнет прославляет

Павел новую музыку предпочитает.

 

А вот Галицкий Андрей

Со своей женой Катюшей

Замечательный дуэт –

Фортепьяно и кларнет!

 

Ну а Серёжа Гончаров,

Нет просто слов,

Чтоб оценить его улов,

Как в воспитанье кларнетистов,

Так и в отцовском активизме!

 

В Южной Корее я вёл класс кларнета 2 года,

Преподавал, концертировал много.

Надеюсь, что внёс уважение к нам

По отзывам прессы и тёплым словам.

 

Частично изложив в педагогику вклад,

Хочу я по жизни продолжить «парад».

Но прежде всего я хочу рассказать

О тех, кто помог музыкантом мне стать.

В детском самодеятельном духовом оркестре,

Руководителем которого был кларнетист

Василий Жилкин. Первые уроки он мне преподал

И перспективу мою угадал.

 

Когда же учиться в музучилище стал,

То в класс профессора Богорада попал.

Яков Исаакович Богорад был флейтист известный

Но и издатель весьма интересный,

Эрудицией своей он меня увлекал,

Благодаря ему кларнетистом я стал.

 

Был принят в военный оркестр я солистом,

Воспитанником-кларнетистом.

Оркестр в Крыму наш блистал,

А вместе с ним рос и мой пьедестал.

 

Началась Велика Отечественная война,

Оркестр пережил трудные этапы,

А я уже был зачислен в солдаты

И когда инспектор оркестров ПРИВО

Наш оркестр проверял,

Он меня в Образцовый оркестр к себе взял.

Это был Иван Федосеевич Лысенко,

Известный военный дирижёр, педагог,

Он мне в жизни очень и очень помог.

Направил в Москву в Военфак МГК учится,

Чтобы серьёзных итогов в жизни добиться.

Я стал слушателем факультета,

И спасибо Ивану Федосеевичу за это.

 

На факультете проучился я три года,

И мне способствовала творческая «погода».

По специальности я попал в класс кларнета

Доцента Александра Георгиевича Семёнова.

Дирижёрский курс я прошёл у профессора

Александра Петровича Чугунова.

О них я скажу лишь три слова:

Благоприятная для меня сложилась основа.

 

Вскоре Семёнов ушёл в МГК,

Я продолжил учёбу у его ученика,

Бориса Александровича Дикова.

И мне повезло как бы снова –

У Дикова была классная школа!

 

Я был одним из первых его учеников,

И на нас легла серьёзная задача:

Способствовать Дикову в удаче.

И Диков это доказал, когда,

Доктором искусствоведения и профессором стал.

Моя судьба – лишь пример,

Когда Диков выступил как «революционер».

 

И это было в разгар борьбы с космополитизмом,

Он мне тогда такую госпрограмму заложил, что

Чуть увольнения не заслужил.

В ней был и Манн и Дебюсси,

А шмель, конечно для разбавки

Такой рискованной программки.

Но председатель ГЭКа Арам Хачататурян

Высокую оценку программе той дал,

На выпускной концерт в БЗК меня записал,

В котором я рапсодию Дебюсси и «Шмеля» на бис сыграл.

 

Хачатурян с Семёновым дружил,

И в класс Семёнова меня он предложил.

И сразу на третий курс МГК,

Оценка была весьма высока.

 

Но я ведь был выпускником военфака,

И должен был в школе военной служить,

А разрешения на учёбу

У начальства своего получить.

Начальник школы майор Соколов одобрил моё устремленье

И дал на учёбу мне разрешенье.

В школе меня загрузили «до крыши»:

Я вёл специальность оркестр и ансамбль.

Чуть позже был избран секретарём

Сказали, что имя моё не причём?

 

Был молод, здоров и со всем я справлялся,

Хотя было трудно, но я не терялся.

С отличием закончил я курс  МГКа,

На военфак педагогом назначен не «с потолка».

Но жизнь изменилась, генеральный ушёл,

И дружбе народов конец пришёл.

Начался такой во всех сферах делёж,

Что толком всего до сих пор не поймёшь.  

 

В Новосибирске я оказался,

«Чтобы культуру Сибири поднять»,

Сказал мне кадровик, вручая печать.

И он был прав, город рос у меня на глазах,

«Красный факел» его путь освещал.

Театр оперный его жизнь озвучал,

Филиал Академии наук СССР его честь защищал.

 

Ф Филармонии был создан симфонический оркестр,

В котором я солистом стал.

 

Открывать музыкальный ВУЗ час пришёл,

Были все для того основания,

Новосибирск приютил неплохих музыкантов собрание

В новый ВУЗ был и я приглашён,

Создал кафедру, вёл класс кларнета,

На первый курс мы успешно приём провели,

И начались нового ВУЗа большого создания дни.

 

Но недолго пришлось в новом ВУЗе служить,

Видно были на то основания,

Москва требовала в ней «погорбить»

Вспоминая мои обещания.

Пост солидный мне был предрешён

В Министерстве культуры и «знания»

Стал куратором ВУЗов, училищ и школ

Музыкального образования.

 

Но чиновником я быть совсем не хотел,

Жаждал творческого созидания.

И начальство пошло на компромисс,

Разрешив совмещать мою службу и желание.

В симфонический оркестр ЦДРИ

Я Жюрайтисом был приглашён,

Благодарю его за признание.

На военфак МГК был я вновь приглашён,

Вёл кларнет и методику преподавания

Но карьера чиновника была склонна ко мне

Вопреки моего сознания

Совместительству, видно, конец пришёл,

И я выбрал дорогу познания.

 

Но недолгое время меня тешил «обман»

Вопреки моего желания

Неожиданно передо мной вопрос встал

И потребовал к себе внимания.

Позвонил мне ректор ГМПИ

Минин Владимир Николаевич,

Мой однокурсник по МГК

И единомышленник по воспитанию.

 

Предложил он мне должность декана занять

И вести класс кларнета.

Я, конечно, не мог отказать,

И спасибо ему за это!

 

Вот почти сорок лет минуло с тех пор,

Срок весьма внушительный.

Вы спросите: «А результат?»

Я отвечу: «Вполне положительный».

Чем могу я ответ подтвердить?

Назову только два моих дела:

 

Кларнетистов из Академии выпустил 65,

Двадцать второй год «Антологии кларнета» звучит

И пока ей нет предела!

Шестьдесят с лишним лет я отдал

Исполнительству и преподаванию.

Неслучайно, наверное, профессором стал

И владельцем «народного» звания.

О себе в поэме не всё рассказал,

Отвлекают другие заботы.

Интернет на себя эту миссию взял,

Что ж, посмотрим на его «полёты»

 

В завершенье  прощанья,

У вас попрошу ещё чуть-чуть внимания.

Так случилось, что не осветил

Мои общественные «страдания»

Много лет я общественной работе отдал,

Видел в этом своё призвание.

Председателем ММО в девяностые стал

И возглавил его деяния.

Этот пост я теперь передал

Человеку большого сознания.

В заключении ему пожелал

Сохранять, развивать это важное «здание».

 

Авангард Федотов

 

P.S.

Эту поэму я посвятил

Верному мне созданию,

Незабвенной Жанне – супруге своей,

Уделившей мне много внимания.

Помогавшей мне жить и творить

На благо искусства и знания!

И при этом «напряге» здоровье хранить

Памятуя врачей настояние.

 

27.12.2013г.