ПОЭМА «АВАНГАРДИАДА»
Итак, жизнь на исходе
Пора подвести её итоги.
Изложить по возможности всё вернее
И уж конечно вполне откровеннее
Но сначала о тех пару слов,
Кто меня на свет произвёл.
Отцу - девятнадцать, матери - двадцать.
Они молоды и весьма благо страстны,
Для традиций – опасны.
Они захотели создать новый мир –
Здоровый и полный свежих сил!
Идея, скажем, совсем не плоха
Но от реальности весьма далека,
Что и подтвердилось их же судьбой
Недолговечной, коварной и злой.
Их опыт нам важен и служит примером
Для экс-октябрят и для экс-пионеров.
Себя отношу я к ним же друзья
Жизнь ведь прожил я от «А» и до «я».
Авангардом я был наречён,
(И тут я, конечно, совсем не причём).
Лихими членами ВЛКСём,
Где мой папаня был секретарём,
И с пеной у рта настоявших на том.
Казалось бы, мелочь, но не пустяк,
Клеймо обязало нести этот стяг.
Я имя своё должен быть оправдать,
И право на имя трудом доказать.
Отлично учился, усердно служил
И много питомцев стране подарил
Имена их, заслуги не мне перечесть,
Но в их проявленьях зерно мое есть.
Я ими горжусь и с волненьем слежу
И в прессе, нередко, им хвалу нахожу.
Халилов Валерий – теперь генерал.
Парады «Победы» не раз отыграл.
И в их провиденье себя показал
Как мастер, способный масштабно творить
И «Башнею Спасской» весь мир удивить!
Народный артист Владимир Пермяков,
Оркестр БСО украшает игрой,
В академии Гнесиных ведёт класс кларнета
Такое совмещение – неплохая примета.
Танцов и Сарайкин – заслуженные артисты,
Известны как опытные кларнетисты,
Моих лауреатов – солидная рать,
Хотелось бы некоторых из них назвать:
Солист «Новой оперы» Вадим Караваев,
Мы много нового от него ожидаем.
И от солиста оперного театра МГКа
Анисимова Максима, мы ждём максимума.
Хотелось бы ещё одно имя назвать,
В защиту которого можно много сказать:
Этот музыкант хоть тотально слепой
Всего добился своим трудом и талантом,
Смог стать отличным музыкантом.
Вы посмотрите, какая отвага:
Вадим Титов – трижды лауреат
Международного конкурса «Прага».
Победы Вадима были примечены
И по заслугам достойно отмечены
Но, пожалуй, его главный успех –
Он стал солистом МГФ.
Казалось, возможности его безграничны,
Но в творческой жизни он «бездельником» стал,
И только из-за того,
Что руководство МГФ забыло его.
Да, он нуждается в индивидуальном подходе,
Но опекать инвалидов у нас не в моде.
Вадим, как художник, не унывает.
Растёт, как мастер, но мало играет.
Поклонники Вадима его уважают
И чаще услышать Вадима желают!
Питомцы мои, все при деле
И многого в жизни добиться сумели,
Большинство их играет и преподаёт,
А часть избрали особый путь,
Как нашему делу суметь подмогнуть.
Готовя питомцев, я всё же сумел
Вселить в них желание общественных дел.
У ряда из них сложилась карьера
И в ней сочетается творчество с делом.
Вот Сашу Краси, к примеру, возьмём
Много лет он уже за школьным рулём,
Но исполнительство и педагогику не бросает
И успешно «ДМШ Дунаевского» возглавляет
Почётное звание сумел заслужить,
Стал вице-президентом «Клуба кларнетистов»
И ревизором фонда поддержки артистов.
А вот вам другой пример – Валов Андрей,
Колледжа МГК преподаватель.
Зарекомендовал себя, как добротный кларнетист и воспитатель.
Сейчас он дальше в масштабах растёт,
Руководство духовиками в методкабинете ведёт.
В России великой немало тех мест,
Где питомцы мои продолжают мой «крест»
Их тоже непросто всех перечесть
Средь них отличившиеся всё-таки есть.
Возьмём хоть Калугу, где Сергей Орлов
Создал настоящий кларнетовый покров.
Но а Тамбову десять лет я отдал
В ГМПИ имени Рахманинова
Оркестровую кафедру и класс кларнета создал
Воскресил историю кларнета в тамбовском краю
И имя Александра Семёнова воспел я «раю».
Теперь там кларнет - в надёжных руках,
Его возглавляет кларнетовый маг
Воспитанник РАМ Гнесиных Дмитрий Чернов,
О нём я скажу только несколько слов.
Парнишка тамбовский меня покорил,
Когда председателем ГЭКа я у них был.
Он в РАМ Гнесиных через год поступил
Успешно ВУЗ закончил, вернули в Тамбов,
По конкурсу в филармонический оркестр поступил.
Теперь он доцент и артист-гастролёр,
Солист и в ансамбле надёжный партнёр.
Ещё одна группа моих учеников
О коих сказать должен несколько слов.
Они за границей, неплохо живут
И школу российскую любят и чтут.
Гурфинкель Миша Тель-Авив игрой услаждает,
Двух своих сыновей он отдал кларнету,
Те путешествуют по свету
И возвышают честь кларнета.
А Коля Тарасов и Павел Маркелов
В Канаде играют.
Коля старый кларнет прославляет
Павел новую музыку предпочитает.
А вот Галицкий Андрей
Со своей женой Катюшей
Замечательный дуэт –
Фортепьяно и кларнет!
Ну а Серёжа Гончаров,
Нет просто слов,
Чтоб оценить его улов,
Как в воспитанье кларнетистов,
Так и в отцовском активизме!
В Южной Корее я вёл класс кларнета 2 года,
Преподавал, концертировал много.
Надеюсь, что внёс уважение к нам
По отзывам прессы и тёплым словам.
Частично изложив в педагогику вклад,
Хочу я по жизни продолжить «парад».
Но прежде всего я хочу рассказать
О тех, кто помог музыкантом мне стать.
В детском самодеятельном духовом оркестре,
Руководителем которого был кларнетист
Василий Жилкин. Первые уроки он мне преподал
И перспективу мою угадал.
Когда же учиться в музучилище стал,
То в класс профессора Богорада попал.
Яков Исаакович Богорад был флейтист известный
Но и издатель весьма интересный,
Эрудицией своей он меня увлекал,
Благодаря ему кларнетистом я стал.
Был принят в военный оркестр я солистом,
Воспитанником-кларнетистом.
Оркестр в Крыму наш блистал,
А вместе с ним рос и мой пьедестал.
Началась Велика Отечественная война,
Оркестр пережил трудные этапы,
А я уже был зачислен в солдаты
И когда инспектор оркестров ПРИВО
Наш оркестр проверял,
Он меня в Образцовый оркестр к себе взял.
Это был Иван Федосеевич Лысенко,
Известный военный дирижёр, педагог,
Он мне в жизни очень и очень помог.
Направил в Москву в Военфак МГК учится,
Чтобы серьёзных итогов в жизни добиться.
Я стал слушателем факультета,
И спасибо Ивану Федосеевичу за это.
На факультете проучился я три года,
И мне способствовала творческая «погода».
По специальности я попал в класс кларнета
Доцента Александра Георгиевича Семёнова.
Дирижёрский курс я прошёл у профессора
Александра Петровича Чугунова.
О них я скажу лишь три слова:
Благоприятная для меня сложилась основа.
Вскоре Семёнов ушёл в МГК,
Я продолжил учёбу у его ученика,
Бориса Александровича Дикова.
И мне повезло как бы снова –
У Дикова была классная школа!
Я был одним из первых его учеников,
И на нас легла серьёзная задача:
Способствовать Дикову в удаче.
И Диков это доказал, когда,
Доктором искусствоведения и профессором стал.
Моя судьба – лишь пример,
Когда Диков выступил как «революционер».
И это было в разгар борьбы с космополитизмом,
Он мне тогда такую госпрограмму заложил, что
Чуть увольнения не заслужил.
В ней был и Манн и Дебюсси,
А шмель, конечно для разбавки
Такой рискованной программки.
Но председатель ГЭКа Арам Хачататурян
Высокую оценку программе той дал,
На выпускной концерт в БЗК меня записал,
В котором я рапсодию Дебюсси и «Шмеля» на бис сыграл.
Хачатурян с Семёновым дружил,
И в класс Семёнова меня он предложил.
И сразу на третий курс МГК,
Оценка была весьма высока.
Но я ведь был выпускником военфака,
И должен был в школе военной служить,
А разрешения на учёбу
У начальства своего получить.
Начальник школы майор Соколов одобрил моё устремленье
И дал на учёбу мне разрешенье.
В школе меня загрузили «до крыши»:
Я вёл специальность оркестр и ансамбль.
Чуть позже был избран секретарём
Сказали, что имя моё не причём?
Был молод, здоров и со всем я справлялся,
Хотя было трудно, но я не терялся.
С отличием закончил я курс МГКа,
На военфак педагогом назначен не «с потолка».
Но жизнь изменилась, генеральный ушёл,
И дружбе народов конец пришёл.
Начался такой во всех сферах делёж,
Что толком всего до сих пор не поймёшь.
В Новосибирске я оказался,
«Чтобы культуру Сибири поднять»,
Сказал мне кадровик, вручая печать.
И он был прав, город рос у меня на глазах,
«Красный факел» его путь освещал.
Театр оперный его жизнь озвучал,
Филиал Академии наук СССР его честь защищал.
Ф Филармонии был создан симфонический оркестр,
В котором я солистом стал.
Открывать музыкальный ВУЗ час пришёл,
Были все для того основания,
Новосибирск приютил неплохих музыкантов собрание
В новый ВУЗ был и я приглашён,
Создал кафедру, вёл класс кларнета,
На первый курс мы успешно приём провели,
И начались нового ВУЗа большого создания дни.
Но недолго пришлось в новом ВУЗе служить,
Видно были на то основания,
Москва требовала в ней «погорбить»
Вспоминая мои обещания.
Пост солидный мне был предрешён
В Министерстве культуры и «знания»
Стал куратором ВУЗов, училищ и школ
Музыкального образования.
Но чиновником я быть совсем не хотел,
Жаждал творческого созидания.
И начальство пошло на компромисс,
Разрешив совмещать мою службу и желание.
В симфонический оркестр ЦДРИ
Я Жюрайтисом был приглашён,
Благодарю его за признание.
На военфак МГК был я вновь приглашён,
Вёл кларнет и методику преподавания
Но карьера чиновника была склонна ко мне
Вопреки моего сознания
Совместительству, видно, конец пришёл,
И я выбрал дорогу познания.
Но недолгое время меня тешил «обман»
Вопреки моего желания
Неожиданно передо мной вопрос встал
И потребовал к себе внимания.
Позвонил мне ректор ГМПИ
Минин Владимир Николаевич,
Мой однокурсник по МГК
И единомышленник по воспитанию.
Предложил он мне должность декана занять
И вести класс кларнета.
Я, конечно, не мог отказать,
И спасибо ему за это!
Вот почти сорок лет минуло с тех пор,
Срок весьма внушительный.
Вы спросите: «А результат?»
Я отвечу: «Вполне положительный».
Чем могу я ответ подтвердить?
Назову только два моих дела:
Кларнетистов из Академии выпустил 65,
Двадцать второй год «Антологии кларнета» звучит
И пока ей нет предела!
Шестьдесят с лишним лет я отдал
Исполнительству и преподаванию.
Неслучайно, наверное, профессором стал
И владельцем «народного» звания.
О себе в поэме не всё рассказал,
Отвлекают другие заботы.
Интернет на себя эту миссию взял,
Что ж, посмотрим на его «полёты»
В завершенье прощанья,
У вас попрошу ещё чуть-чуть внимания.
Так случилось, что не осветил
Мои общественные «страдания»
Много лет я общественной работе отдал,
Видел в этом своё призвание.
Председателем ММО в девяностые стал
И возглавил его деяния.
Этот пост я теперь передал
Человеку большого сознания.
В заключении ему пожелал
Сохранять, развивать это важное «здание».
Авангард Федотов
P.S.
Эту поэму я посвятил
Верному мне созданию,
Незабвенной Жанне – супруге своей,
Уделившей мне много внимания.
Помогавшей мне жить и творить
На благо искусства и знания!
И при этом «напряге» здоровье хранить
Памятуя врачей настояние.
27.12.2013г.