Авангард-фонд 2012

С нами все, кто любит духовую музыку, кто ценит ударные инструменты и готов помогать их развитию. С нами все, кто готов служить отечественной культуре!

Среда
18.06.2025
20:39

 

В.В. СУХОМЛИНОВ

 

Восьмой председатель

 

Пожалуй, рассказ о нем начну не совсем обычно, ибо и сам он, Авангард Алексеевич Федотов, председатель Московского музыкального общества, необычен и нестандартен. Взять хотя бы само его имя – Авангард. Конечно, никто из нас сам себе не выбирает  имя, это делают обычно мама и папа. Однако выбор имени нередко имеет какой-то тайный, почти магический смысл, предопределяя что-то важное в судьбе человека.

В 1925 году, когда он родился в шахтерском городе Донецке, его могли бы назвать, как обычным именем, скажем, Петром или Александром, так и каким-то совсем уж созвучным тому времени – Виленом, например, – в знак любви к вождю мирового пролетариата. Ведь имя тогда выбирали даже не сами его родители, а вся комсомольская ячейка, где его папа, Алексей Федотов, был избранным лидером. Новорожденного решили наречь Авангардом и все за это дружно проголосовали.

По секрету могу сказать, что хоть имя Авангард и соответствует характеру председателя ММО и его позиции на жизненном пути

  Халилов Валерий Михайлович, его воспитанник, а сейчас главный дирижер Вооруженных Сил говорит: «Вы меня научили самому главному – любить и понимать музыку». Не знаю, по-моему, это важное признание. Еще вижу, что как музыкант он очень дотошен и чрезвычайно трудолюбив. У него сейчас слух сел здорово. Но не так много музыкантов, которые и в шестьдесят с небольшим, простите, дуют в кларнет. А он  в восемьдесят играет. И, конечно, сколько им сделано для пропаганды музыки – всяческие циклы, конкурсы, вечера... Масса выдумки. А сколько создал переложений для кларнета! Невероятная верность и преданность музыке!..

  Признаюсь, когда мы обсуждали с Авангардом Алексеевичем замысел, чтобы именно я написал о нем этот очерк, как человек знакомый с ним двадцать лет и по концертам, и по общественным делам (например, по совместной работе не только в Музыкальном обществе, но и в Обществе дружественных связей с Румынией), он попросил только об одном – акцент сделать на музыкальной, а не на общественной или, скажем, преподавательской составляющей его личности. Я, впрочем, и сам думал точно также.

 

Лет пять назад, вернувшись из длительной командировки в Сеул, где Федотов обучал юных корейцев игре на кларнете, он заехал ко мне домой в гости (конечно, с гостинцами – мне, в частности, достался симпатичный черно-белый галстук, который ношу до сих пор. Он вообще любит делать людям подарки и из поездок всегда привозит массу сувениров). За бокалом сухого красного вина он делился воспоминаниями, а память у него на детали, надо сказать, отменная, и был просто в восторге от успехов корейцев:

- Ты представляешь, ну пигалица-пигалицей, а ведь просто на лету все схватывает. И трудолюбие невероятное. Вот, вот эта девочка на фотографии! Не сомневаюсь, будет прекрасной кларнетисткой. Я очень ею доволен!

Он говорил это так, будто речь шла о каком-то очень близком человеке. Впрочем, разве может быть не близким настоящему таланту-музыканту другой талантливый музыкант, пусть по возрасту годящийся ему во внуки!?

Всегда, сталкиваясь с подобными людьми и судьбами, невольно задаешься вопросом: а откуда все именно так пошло?  В марте 1940 года он был принят в качестве воспитанника в оркестр военного училища, которое после начала Великой Отечественной войны было переведено в Саратовскую область. Там он служил до 1943 года. А потом – был дан приказ ему поступить в распоряжение Образцового оркестра Приволжского военного округа, который квартировал в Куйбышеве (ныне город Самара). Начальником и дирижером оркестра был тогда известный многим музыкантам старшего поколения Иван Федосеевич Лысенко. Он-то и заметил способности кларнетиста со странным именем Авангард и решил двинуть его на учебу в столицу на военно-дирижерский факультет Московской консерватории (позже преобразованный в Высшее училище военных дирижеров – ВУВД). Направленец с честью выдержал конкурс и стал обучаться по классу кларнета у профессора Бориса Дикова и по классу дирижирования у профессора Александра Чугунова. Закончил учебу с отличием в 1947 году. Председатель госкомиссии Арам Ильич Хачатурян тоже что-то углядел в молодом кларнетисте и порекомендовал его для продолжения учебы в Московскую консерваторию. Взяли Авангарда сразу на третий курс, обучаться он стал у профессора Александра Семенова и закончил вуз (опять же с отличием!) в 1950 году.

  Сам Авангард Алексеевич о той поре отзывается так:

- Я горжусь тем, что корни моего творческого пути уходят в армейскую среду. Армия во многом организует человека, приучает к ответственности, дисциплине и порядку. Вспоминаю начало своей педагогической деятельности в Первой Московской, а затем в Новосибирской школах военно-музыкантских воспитанников. Таких школ в Советском Союзе было пятнадцать! Дислоцировались они по всей стране. Обучались в них в основном дети-сироты или дети из многодетных, малообеспеченных семей. Оттуда вышло немало талантливых музыкантов. Они украсили потом собой не только наши лучшие военные оркестры, но и многие ведущие симфонические и оперные коллективы страны.

 

В последнее время Авангард Алексеевич часто возвращается к идее военно-музыкантских школ. Помимо всего прочего за этим, по-моему, скрыты его глубокие размышления о музыкальной и общечеловеческой культуре вступающего в жизнь поколения. Ведь как председатель общества он многое видел, обладает большой информацией о ситуации с музыкальным образованием и воспитанием,  и не только в нашей стране. Судя по всему, в его внутренних раздумьях немало грусти, и объясняется это не только пресловутым «а вот в наше время и небо было куда синее». Кстати о председательстве. Среди восьми лидеров музыкального общества за минувшие 150 лет его истории есть три долгожителя. Это Н.Г.Рубинштейн в 19 веке, К.Б.Птица в 20-м и Авангард Федотов на рубеже 20 и 21 веков. Когда за человека, выдвинутого на тот или иной пост, голосуют открыто и избирают единогласно, особенно когда речь идет о творческой среде, где каждый, как говорится, сам себе пан, это свидетельствует о многом. Значит, человек профессионален, отличается мудростью, отзывчивостью, деликатностью и одновременно способностью защитить свою позицию, преданностью делу, высокими духовно-нравственными качествами. Руководить такой организацией, сплачивая, миря, делом объединяя единомышленников, соратников, – это дано не каждому.

Теперь, пожалуй, самое время обратиться к высказываниям кого-то из авторитетов, что я обещал в начале очерка. Слово – заслуженному деятелю искусств России, композитору Геннадию Чернову, помимо всего прочего профессору Академии музыки имени Гнесиных. В книге-сборнике «Музыка – наш праздник» (2007 г.) есть главка, посвященная Черновым Авангарду Федотову. Она называется символически «Верный друг кларнета». Геннадий Владимирович пишет (сразу прошу прощения за длинную, но, по-моему, интересную цитату): «Еще в середине прошлого столетия профессор А.А.Федотов выступил в числе первых пропагандистов новой прогрессивной системы кларнетов – системы Бема. Им была написана и издана весьма полезная и необходимая для развития инструментальной техники кларнета научно-методическая работа «О рациональных путях овладения новой французской системой кларнетов». Сам автор работы – один из первых в нашей стране представителей старшего поколения кларнетистов – успешно овладел этой системой. Он активно внедрял ее в исполнительскую практику, что позволило существенно расширить технические возможности этого изумительного инструмента и стимулировать создание новых сочинений для него видными композиторами страны (Л.Книппер, Б.Чайковский, Р.Щедрин, М.Вайнберг, Н.Пейко, Э.Денисов и многие другие).

Любовь к кларнету – цель жизни и путеводная звезда Авангарда Алексеевича. Ради нее он пожертвовал многим, в том числе карьерой крупного руководителя и организатора. Всегда, даже находясь на высоких административных постах в Министерстве культуры России, в Московской филармонии, он постоянно выступал инициатором и организатором многих творческих акций, связанных с популяризацией кларнета.

Вот уже XIV сезон  в концертном зале гостиной дома Шуваловой проходят концерты цикла «Антология кларнета», вызывающие огромный интерес у любителей музыки».

Сам Авангард Федотов, называющий себя по жизни романтиком, и это на самом деле так, признается в любви к этому инструменту с присущей ему, но зачастую скрываемой эмоциональностью:

- Кларнет – это чудо-инструмент! Его изобрел в конце семнадцатого века немецкий музыкальный мастер Иоганн Деннер. Кларнет впитал в себя лучшие качества давно существующих флейты и гобоя. При этом кларнет весьма гибкий по своим возможностям духовой инструмент. Его уникальность в том, что он везде желаем и везде – герой. Будь это большой оркестр или камерный ансамбль, или просто кустарь-одиночка. С помощью ресурсов, заложенных в кларнете, можно добиться феноменальных результатов в исполнительстве.

Кто слушал самого Авангарда с его кларнетом в лучшие его исполнительские времена, а теперь может послушать лучших его учеников, знает: в этой  «романтической» оценке уважаемого профессора нет никакого преувеличения. Кларнет и в самом деле изумительный инструмент, чудо-инструмент.

В этом смысле драгоценная дань кларнету со стороны маэстро Федотова – упомянутый уже цикл концертов «Антология кларнета»  в гостиной дома Шуваловой. Сам его создатель рассказывает об этом цикле так:

- Только за первые 15 лет прозвучало более 600 произведений, из них больше половины – премьеры. Каждый сезон концерты проходили под определенным девизом, например, «Музыка «Шестерки», «Галактика по имени кларнет» или «Кларнет в авангарде

Особое место в жизни музыканта занимает город Тамбов, город, между прочим, известный не только знаменитой поговоркой насчет тамбовского волка, но и тем, что в этих краях не раз бывал великий композитор Сергей Рахманинов. Несколько лет назад у местных энтузиастов музыки возник замысел на базе музучилища, создать нечто большее. Так в Тамбове появился Музыкально-педагогический институт имени С.В.Рахманинова. В его становлении немалую роль сыграл Авангард Алексеевич Федотов.

- Я не могу оставаться равнодушным, когда встречаю на своем пути энтузиазм и стремление к добру. Так произошло и в Тамбове. Меня пригласили временно, пока не подрастут кадры, возглавить оркестровую кафедру. Я не мог отказаться и согласился. Кроме руководства кафедрой, веду в институте класс кларнета. Езжу в Тамбов ежемесячно. Вуз еще молодой, педагогический состав увлеченный, целеустремленный, и у меня нет сомнений в перспективности  начинания.

 И тут, пожалуй, будет кстати упомянуть высказывание о Федотове  народной артистки СССР, профессора Ирины Архиповой: «В нем гармонично сочетаются яркий исполнительский талант, большой положительный педагогический опыт, незаурядные организаторские способности, высокое чувство общественного долга». 

4 апреля 2010 года Авангарду Алексеевичу Федотову исполнилось 85 лет. Вечером в Центральном доме работников искусств на Кузнецком мосту проходил вечер-концерт, посвящённый этому событию. Выступали его ученики и друзья, мэтры и начинающие музыканты и певцы. Конечно, были поздравления, много добрых и искренних слов. Было много юмора, поскольку без него трудно представить самого Федотова, и это знают все его друзья. Немножко запоздало только одно сообщение, вернее, средства массовой информации обнародовали его только день спустя – 5 апреля. Речь о поздравительной телеграмме Президента России Дмитрия Медведева. В ней Дмитрий Анатолиевич написал: «Вам довелось участвовать в историческом Параде Победы в составе сводного оркестра. Выдающийся музыкант, вы достигли вершин мастерства, воспитали не одно поколение талантливых учеников. Сегодня все они с гордостью называют Вас своим наставником. Хочу Вас также поздравить, уважаемый Авангард Алексеевич, с наступающим юбилеем Великой Победы».

Трудно как-то комментировать эти слова Президента страны. Да, наверное, и не нужно. Давайте лучше ещё и ещё раз послушаем звучание кларнета самого Авангарда Федотова и его учеников.